История наземного транспорта Китая

Доставка груза из Китая популярна в первую очередь благодаря тесным связям с предпринимателями этой страны и приемлемым ценам на экспортируемые товары. Но не последнюю роль играет и бурный рост транспортной инфраструктуры Поднебесной. В 1949 году, когда возникла КНР, в стране было чуть более 80 тысяч км дорог, в 1959 году – уже более 500 тысяч км, а к 2020 году построят более 3 млн. км.

До приезда в Китай трудно себе представить, какой разнообразный транспорт можно встретить на дорогах и деревенских тропках Поднебесной. Однако даже в столице вы до сих пор можете прокатиться на традиционных рикшах по так называемым «хутунам» (стареньким улочкам) вокруг Запретного города.

Основные виды транспорта, которыми народ Поднебесной пользовался до середины XX века, были изобретены два-три тысячелетия назад, а некоторые даже в эпоху Шан (XVI-XI века до н. э.). Повозки с колесницами, паланкин, лодки, рикши – всё это до сих пор можно увидеть в Серединном государстве.

Китай – одна из первых стран, которая изобрела и начала использовать повозки. В китайском языке в любом слове, обозначающем транспорт, присутствует именно этот иероглиф – 车(chē – повозка, телега, коляска, машина).

Опираясь на исторические документы, можно предположить, что повозки появились уже в эпоху Ся (XXI—XVII века до н.э.), но никаких вещественных доказательств этому нет. Поэтому официально начало их развития относят к династии Шан. Обычно это была повозка с одним дышлом, вмещающая в себя одного-двух пассажиров и запрягающаяся двумя лошадьми. Общая структура так и оставалась неизменной на протяжении тысячелетий.

Бронзовая колесница из могилы первого китайского императора Цинь Шихуанди

Бронзовая колесница из могилы первого китайского императора Цинь Шихуанди

В эпохи Чжоу и Цинь (следуют прямо за династией Шан) повозки использовались не только для выездов правителей и чиновников, но и в военных целях. Боевые колесницы были главной военной силой. Наверняка, все слышали о легендарном китайском императоре Цинь Шихуанди, который родился в самом конце эпохи Чжоу, стал правителем небольшого государства Цинь, затем завоевал соседние шесть царств и организовал великую империю Цинь. Только-только взойдя на престол, император начал строить свою гробницу, куда поместил около трёх тысяч терракотовых воинов, боевые колесницы и множество лошадей в натуральную величину.  При раскопках нашли бронзовые колесницу и карету, которые дают полное представление об устройстве экипажа в то время. Пожалуй, эту эпоху можно назвать расцветом экипажей. В дальнейшем они мало изменились: стали запрягать не только лошадей, но и быков, мулов; пристроили полог, к Минской эпохе пассажирами экипажа могли быть и обычные жители. По цвету, отделке и материалу кареты можно было определить социальный статус человека.

Обычная повозка

Обычная повозка

Керамическая скульптура из гробницы династии Хань - повозка

Керамическая скульптура из гробницы династии Хань — повозка

Похожая судьба сложилась у другого китайского вида транспорта, напоминающего повозку, – паланкина (轿子 — цзяоцзы). Он появился в период Весны и Осени и Воюющих царств (770-221 гг до н.э.), то есть немного позже повозки. Традиционно в Древнем Китае существовало четыре вида паланкинов: паланкин для чиновников, личный, свадебный и похоронный паланкины. Свадебный паланкин был распространён среди элиты до начала XX века. Сейчас же его можно увидеть только в туристических зонах или на свадьбах.

1.Паланкины для чиновников (官轿 - гуаньцзяо) из дорогих материалов и всевозможных украшений

1. Паланкины для чиновников (官轿 — гуаньцзяо) из дорогих материалов и всевозможных украшений

 2.  Личный паланкин (私轿  - сыцзяо). Такой себе могли позволить только очень обеспеченные люди.

2. Личный паланкин (私轿 — сыцзяо). Такой могли позволить себе только очень обеспеченные люди.

 3. Свадебный паланкин (花轿   хуацзяо), на котором невесту уносили из родного дома.

3. Свадебный паланкин (花轿 — хуацзяо), на котором невесту уносили из родного дома.

4. Похоронный паланкин (丧轿 - санцзяо)

4. Похоронный паланкин (丧轿 — санцзяо)

Ещё один наземный транспорт, который всем запоминается при первой поездке в Азию, – это рикша. Честно говоря, мне трудно сказать с уверенностью, как появились рикши, так как почти все источники на иностранных языках пишут о их возникновении в Японии в конце XIX века. Однако в китайских источниках упоминается про похожую конструкцию при династиях Шан, Цинь и Хань. Но в те времена их не называли рикшей. Это тоже устройство с двумя колёсами, которое тянул за собой человек. Также использовались одноколёсные рикши. И всё-таки эти конструкции скорее напоминали тележки, на которых перевозили людей и груз. Однако дальнейшие упоминания о «древней рикше» обрываются.

Рикша начала прошлого века Рикша начала прошлого века
Рикша начала прошлого века

 

В конце XIX века рикша вновь появляется в Японии и распространяется по всем азиатским странам, так как это дешёвый и выгодный вид транспорта во всех отношениях. Сначала в Китае используют обычные телеги на двух колёсах. Затем – микс из рикши и велосипеда, потом – из рикши и мотоцикла. Последнее ещё нельзя назвать машиной, но оно уже далеко от традиционной рикши!

рикша 3-1-2 рикша с мотором на улице
В наше время рикш становится всё меньше и меньше. Их вытеснили новые виды транспорта, которые активно развиваются в Китае. Первый автомобильный завод FAW (First Automobile Works) открылся в 1953 году в городе Чанчунь провинции Цзилинь. Через год он выпустил грузовик под названием «Цзефан» (освобождение). Ещё через несколько лет начали производиться легковые автомобили. Всего за 50-60 лет Китай стал четвертым по величине автопроизводителем и третьим по величине автомобильным рынком в мире.

Даже после трёх с лишним лет жизни в Китае местный транспорт не перестаёт меня удивлять, но и радовать тоже. Здесь хорошо отлажено железнодорожное сообщение: между всеми большими городами ежедневно курсирует множество поездов для людей разного достатка (будучи студенткой, я очень радовалась сидячим и стоячим местам, потому что они самые дешевые). Помимо поездов между городами ходят автобусы. На дальние расстояния – есть автобусы даже с лежачими местами! Изнутри они выглядят следующим образом:
автобус с лежачими местами 2

В городе помимо машин очень распространён трёхколёсный транспорт (видимо, потомки рикши):

современная рикша 20 современная рикша 21 современная рикша 13-1 современная рикша 16-1
Естественно, на дорогах множество мотоциклов, байков, электромобилей,  велосипедов, легковых и грузовых машин, автобусов, троллейбусов и такси. Среди всего этого разнообразия всегда можно найти то, что будет по душе именно вам.

Наталья Компанец

Понравилась статья? Поделись с друзьями: