Интернет-торговля в Китае. Империя Алибаба

За двадцать лет, прошедших с появления в Китае Интернета, количество пользователей превысило 670 млн. Если учесть, что по оценкам экспертов, всё интернет-сообщество мира составляет порядка 3,2 млрд человек, то получается Китай по объёму занимаемого интернет-пространства уже обогнал трёх ближайших преследователей вместе взятых (США, Индию и Японию).

Среди десяти крупнейших интернет-компаний мира четыре – китайские. Доля интернет-экономики в стране достигла 7%. В прошлом году, например, во время так называемого китайского фестиваля шопинга объём суточного оборота только одного онлайн-магазина составил 91,2 млрд юаней.

В число мощнейших интернет-компаний Китая входят такие монстры как Alibaba Group Holding (Алибаба/阿里巴巴集团), Baidu Inc (Байду/百度), Tencent Holdings (Тэнсюнь/腾讯), Sina Corp (Синьлан/新浪). Также было бы несправедливым не упомянуть Youku Tudou (Юку/优酷) — самый популярный видеопортал в КНР, аналог Youtube (доступ к последнему сильно ограничен властями Поднебесной).

 

АЛИБАБА 阿里巴巴

«Сделать возможным бизнес в любой точке мира»

alibaba_总部

Компания Alibaba — это не просто сеть компаний, а настоящая империя. Alibaba Group была основана в 1999 году Ма Юном (马云 или Джек Ма, как его назвала одна иностранная туристка, когда он бесплатно работал гидом-переводчиком ради освоения английского языка). По итогам 2015 года он занимает вторую строчку в списке миллиардеров Китая и 33 место в мировом списке Forbes. Его состояние оценивается в $22,8 млрд. Главный офис Alibaba Group находится в Ханчжоу (пров. Чжэцзян) на улице с красноречивым названием — 网商路, улица Электронной коммерции.
Alibaba logo

Когда Джек Ма задумался, как назвать компанию, ему пришло на ум имя разбойника Али-Бабы. Кого бы он ни спросил, — англичанина, корейца, немца, — все знали этого сказочного персонажа. И очень скоро, благодаря трудолюбию и вере в собственную мечту, переводчик английского языка в прошлом стал владельцем компании Alibaba. Так «Сезам» открыл миру китайских производителей в интернет-пространстве.

Чуть позже Джек Ма открыл вторую площадку — «1688». Но, к сожалению, обе платформы — и Алибаба, и 1688 — первые годы были убыточны.

Ситуация изменилась с приходом в 2002 году компании eBay на китайский рынок. В этот момент глава компании Alibaba понял, что нет пути назад и необходимо опередить серьёзного конкурента. И так вскоре появилась площадка для розничной торговли внутри самого Китая — Taobao (Таобао/淘宝, что в переводе означает «искать сокровище»). Развернув широкую рекламную компанию на телевидении Китая, а также благодаря ориентированности на покупателя, отсутствию платной регистрации и поддержке Yahoo, Джек Ма укрепил свои позиции и вскоре одержал победу над иностранной компанией.

В 2012 году Alibaba вышла на российский рынок, заключив договор с платёжной системой Qiwi, затем с WebMoney Transfer, Яндекс.Деньги и терминалам Сбербанка.

В 2014 года интернет-холдинг Alibaba Group вышел на IPO в Нью-Йорке. Благодаря этому компания сумела привлечь в совокупности $25 млрд. Сегодня рыночная стоимость оценивается в $187 млрд. Денежный оборот — порядка 80% китайского рынка интернет-торговли.

В том же году компания развернула значительную инвестиционную деятельность в пределах Большого Китая. Корпорация заявила, что намерена построить логистический центр в городе Наньнин, столице Гуанси-Чжуанского автономного района (центр торговли Китая со странами АСЕАН), а также запустила новый сайт tmall.hk (Гонконг), который сейчас торгует четырьмя видами продукции.

В январе 2015 года AliExpress внедрила в России опцию «оплаты наличными» без комиссии.
 
 

ОСНОВНЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Alibaba.com (1999) — основной актив компании, оптовая торговая площадка для организаций всего мира. Входит Alibaba China, Alibaba International. Крупнейшая в мире B2B интернет-площадка (Business to Business) производственных предприятий, фабрик и экспортеров.

Alibaba Cloud Computing — компания-разработчик облачных решений.

TaobaoTaobao Marketplace/淘宝 (2003) – розничная торговля в Китае, C2C платформа (Consumer to Consumer), на которой покупатели продают товары покупателям — «потребитель для потребителя» через звено (торговую площадку «business»). Крупнейший интернет-аукцион Китая, китайский аналог eBay. Самая большая торговая площадка в Азии и одна из крупнейших в мире.

eTao — платформа для поиска товаров по китайским интернет-магазинам.

TmailTmall/天猫 (2008) – представлены крупные компании и бренды. B2C платформа (Business to Сonsumer), на которой компании, прошедшие проверку, продают товары покупателям. Основанная вначале как раздел на Таобао, была позже выделена в самостоятельный проект. Цель: продавать качественные брендовые товары конечным потребителям в материковом Китае.

JuhuasuanJuhuasuan/聚划算 (2010) — площадка для групповых покупок. Цель: аккумулировать возможности пользователей и предоставлять широчайший выбор высококачественных товаров и локальных бытовых услуг.

AliExpressAliExpress — розничная торговля для всего мира и мелкий опт. Предоставляется бесплатный сервис доставки через China Post Air Mail. Особенность: продавец получает деньги только после доставки товара.

16881688 (1999) — оптовые продажи.

China Yahoo! — китайское подразделение Yahoo! (поисковая система и интернет-сервисы).

Alipay/支付宝 — платформа онлайн-платежей.

China Smart Logistics — информационные сервисы по логистике.

AlimamaAlimama/阿里妈妈 (2007) — сетевая система размещения рекламы. Ведущая маркетинговая платформа в Китае, использует центральный банк бизнес-данных корпорации Алибаба. Ежедневный рекламный трафик — 5 млрд товарных позиций, из которых 300 млн находят своего покупателя. Охватывает 98% интернет-пользователей Китая, использующих электронные СМИ (ПК-сегмент, беспроводной Интернет, интернет-телевидение).

AliyunAliyun/阿里云 (2009) — платформа для внутреннего использования, обеспечивающая техническую поддержку. Это мобильная операционная система, основанная на Linux и рассчитанная на смартфоны, разрабатывается филиалом Alibaba Group — Alibaba Cloud Computing (AliCloud).

 
 
IPO(Initial Public Offering) — первая публичная продажа акций акционерного общества (в том числе в форме депозитарных расписок на акции) компании-эмитента, первое публичное обращение к инвесторам с призывом стать акционерами компании. Задача: привлечение денежных средств через выпуск акций. После выхода компания меняет свой частный статус на публичный.

18.03.2016

Понравилась статья? Поделись с друзьями: