Платные дороги для грузовиков

Федеральные трассы в самое ближайшее время станут платными для грузового транспорта.

С 15 ноября 2015 г. вступает в силу постановление Правительства РФ от 14.06.2013 (с изменениями от 18.05.2015 №474) г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Утвержденный тариф составляет 3,73 руб. за километр, планируется, что в будущем он будет ежегодно индексироваться в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен. На данный момент принято решение о введении понижающего коэффициента от базового тарифа, который будет действовать до начала 2019 года:

Даты Коэффициент Стоимость км. пути
15 ноября 2015 — 17 ноября 2015 1 3,73
18 ноября 2015 — 29 февраля 2015 0,41 1,53
1 марта 2015 — 31 декабря 2018 0,82 3,06
с 1 января 2019 1 3,73

Каждый грузовик должен быть оснащён специальным прибором c GPS/ГЛОНАСС-датчиком, по которому можно будет отслеживать путь большегруза. Устанавливать такие устройства будут бесплатно: по оценкам Росавтодора, понадобится около 2 млн приборов. Прежде чем пользоваться счётчиком, владелец тяжеловоза обязан зарегистрировать автомобиль в системе «ПЛАТОН» и предоставить пакет необходимых документов в Центр информационной поддержки пользователей или на сайте системы. После окончания регистрации автовладельцу будет выдан расчётный счёт — положив туда деньги, система автоматически будет снимать средства по мере движения машины. Прибор будет передавать GPS-координаты через сотовую связь в центр обработки данных, где вычисляется траектория движения большегруза и сумма для списания. Для контроля на дорогах установят специальные камеры-сканеры, которые будут следить, оборудованы ли грузовики счётчиками и достаточно ли средств на счёте. Для тех, кто не установит прибор, будет действовать штраф (поправки в статью 12.21.3 КоАП уже внесены) от 5 тыс. до 1 млн руб.: для физического лица — 5 тыс. руб., для индивидуального предпринимателя — 40 тыс. руб., юридического — 450 тыс. руб. (при повторном нарушении для физического лица штраф не меняется, для индивидуального предпринимателя составит уже 50 тыс. руб., а для юридического лица — 1 млн руб.).

Владельцев грузовых автомобилей массой более 12 тонн будут штрафовать за неоплату проезда только в Московской области, в других субъектах РФ штрафы начнут действовать с 1 мая 2016 г.
Полученные средства поступят в Федеральный дорожный фонд и будут направлены на обеспечение поддержания федеральных автомобильных дорог в нормативном состоянии.

В Росавтодоре считают, что данный шаг не только пополнит бюджет, но также будет способствовать развитию железнодорожного и морского транспорта, поскольку многие грузоперевозчики перестроят свои автомаршруты. Во время расширенного заседания Общественного совета при ФДА по обеспечению безопасности дорожного движения представитель Росавтодора сообщил, что в России и без того много грузов, которые должны бы перевозиться поездами, однако транспортируются по дорогам, что наносит вред и покрытию трасс, и рынку, и логистике страны в целом. Специалисты подсчитали, что один проезд грузовика с осевой нагрузкой 10 тонн эквивалентен ущербу, наносимому проездом от 10 тыс. до 25 тыс. легковых машин.

В будущем правительством планируется введение ещё целого ряда мер по ужесточению правил использования автодорог. Например, в список облагаемых платой транспортных средств в будущем могут войти автомобили с грузоподъёмностью свыше 3,5 тонн. Также Минтранс готовит нормативную базу для введения платы за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн не только по трассам федерального значения, но и по межмуниципальным и региональным дорогам.

Стоит отметить, что европейская автодорожная инфраструктура поддерживается за счёт схожих мер с середины 90-х гг. В Германии, например, с грузового транспорта более 12 т при движении по автомагистралям взимается плата от 8 до 22 евроцентов за километр пути в зависимости от количества осей и степени экологичности автомобиля. В Австрии данная ставка доходит до 0,49 долларов. В Швейцарии грузовики уже с массой более 3,5 т платят за использование автодорог. Впрочем, в странах ЕС для перевозчиков проработана и система проездных льгот — это абонементы, которые действуют на сутки, неделю, месяц или год.

Понравилась статья? Поделись с друзьями: